Основными компонентами
существующей системы охраны лесов России,
обеспечивающими реализацию мероприятий по
профилактике, обнаружению и тушению лесных
пожаров являются: специализированная служба
авиационной охраны лесов (авиалесоохрана),
лесопожарные подразделения, персонал и
технические средства лесхозов (наземная лесная
охрана); персонал и технические средства других
предприятий и организаций, привлекаемые для
борьбы с огнем в условиях высокой и чрезвычайной
горимости лесов.
Специализированная служба авиационной охраны
лесов представляет собой сеть из более чем 20
региональных авиабаз и свыше 300 авиаотделений с
приданными им воздушными судами, средствами
пожаротушения, связи и транспорта. Из общей
активно охраняемой площади в 760 млн. га.
обслуживаемая авиацией территория охватывает
около 725 млн. га лесов и около 110 млн. га оленьих
пастбищ. При этом около 550 млн. га лесов,
расположенных в таежной зоне с редкой сетью
дорог, отнесены к районам преимущественного
применения авиационных сил и средств
пожаротушения, а остальные 175 млн. га - к районам
преимущественного применения наземных сил и
средств пожаротушения с авиапатрулированием.
Наземная охрана лесов наибольшее развитие
получила в регионах страны с развитой
инфраструктурой. Она осуществляется силами и
средствами лесхозов, в составе которых
функционирует до 2,6 тыс. пожарно-химических
станций и до 2,2 тыс. пожарных наблюдательных
вышек. К районам наземной охраны отнесено около
210 млн. га, в том числе к районам наземной охраны
без авиапатрулирования лесов - 35 млн. га.
Доминирующую роль в обнаружении и тушении лесных
пожаров в течении нескольких десятилетий играла
авиационная охрана лесов. Авиацией
обнаруживалось до 70% всех пожаров, возникающих на
всей обслуживаемой ею территории лесного фонда и
до 95% пожаров в районах преимущественного
применения авиационных сил и средств
пожаротушения. С применением авиации
ликвидировалось до 45% пожаров, возникающих на
всей обслуживаемой авиацией территории, и до 95%
пожаров в районах преимущественного применения
авиационных сил и средств пожаротушения.
Доминирующая роль авиалесоохраны, численность
которой на порядок ниже численности персонала
государственной лесной охраны в составе
лесхозов, обеспечивалась ее более высокой
организованностью и мобильностью, лучшей
оснащенностью современными средствами
пожаротушения, связи и транспорта, а также
высокой профессиональной подготовкой
летчиков-наблюдателей, парашютистов и
десантников-пожарных. Структура и механизм
функционирования авиалесоохраны в наибольшей
степени отвечают условиям и специфике работ по
обнаружению и тушению пожаров в многолесных
регионах страны, резкому варьированию горимости
лесов по территории страны и периодам
пожароопасных сезонов.
Службы авиационной и наземной охраны лесов
успешно справлялись с огнем в условиях низкой и
средней горимости лесов, но периодически терпели
провалы в условиях высокой и чрезвычайной
горимости. Резкое снижение ассигнований,
выделяемых на охрану лесов в последние годы,
привело к существенному ослаблению лесопожарных
служб. В наибольшей степени это отразилось на
авиационной охране лесов, финансируемой из
средств федерального бюджета. Численность
парашютистов и десантников-пожарных за
последние 5-6 лет снизилась в 2 раза, количество
арендуемых воздушных судов - в 1,5 раза, кратность
авиапатрулирования и налет часов - более чем в 3
раза.
Следствием ослабления авиалесоохраны явилось
заметное ухудшение результатов ее работы и
снижение общего уровня противопожарной защиты
лесов. Доля обнаруживаемых авиацией пожаров на
обслуживаемой ею территории снизилась за
последние годы с 70,0 до 40,0%, а доля потушенных с
применением авиации пожаров - с 45,0 до 19,0%. На
обслуживаемой авиацией территории число
оперативно (в день обнаружения) потушенных
лесных пожаров снизилось с 48,0 до 36,0%, а число
пожаров, ликвидированных на площади до 1 га, - с 58,0
до 46,0%. Служба наземной лесной охраны в силу
крайне слабой оснащенности средствами
пожаротушения, связи и транспорта оказалась
недостаточно подготовленной к возросшим объемам
работ по борьбе с огнем в многолесных районах
страны. Следствием этого явилось существенно
возросшее число выходящих из-под контроля лесных
пожаров, принимающих характер стихийного
бедствия.
|