Николай
ЛОБОДЮК. Из 2046 пожаров на
территории Московской области осталось только 13.
Столь внушительное сокращение очагов возгорания
потребовало и немалых затрат
"Уж небо осенью дышало!" - вслед за
великим поэтом может сейчас повторить каждый
житель Подмосковья и столицы. Надышавшиеся этим
летом и в начале осени гарью люди наконец-то
вдохнули полной грудью свежего воздуха. Наконец
могут перевести дух и власти, дни и ночи не
смыкавшие очей у шатурских, клинских,
егорьевских и сотен других печей-очагов лесных и
торфяных пожаров. Об огнях-пожарищах, о том, что
пережил подмосковный регион в связи с
экстремальной ситуацией, как боролся и выстоял в
нелегком испытании, наша беседа с губернатором
Московской области Борисом ГРОМОВЫМ.
- Борис Всеволодович, жители региона и
москвичи, что называется, собственными легкими
ощутили: огонь удалось укротить. Но это, так
сказать, чувственная сторона вопроса, а что
говорит статистика?
- Необходимое уточнение. Ситуацию
удалось в целом переломить. Но борьба еще не
закончена. Предстоит приложить еще немало усилий
для того, чтобы окончательно одержать верх над
огнем.
В начале сентября в силу сложившихся
критических обстоятельств из-за
непрекращающегося возникновения все новых
очагов пожаров мы ввели режим чрезвычайной
ситуации дополнительно в 22 районах Московской
области, который уже осуществлялся в ряде
муниципальных образований с середины лета.
Комиссия по чрезвычайным ситуациям, с начала
пожароопасного сезона переведенная практически
на круглосуточную работу, постоянно докладывает
мне о пожарной обстановке в области. Комиссию
возглавляет первый заместитель председателя
правительства Московской области Алексей
Борисович Пантелеев. Последние данные такие. На
настоящий момент продолжают действовать 13
очагов пожаров в 6 муниципальных образованиях на
площади 7,78 га. Угрозы населенным пунктам и
потенциально опасным объектам нет. Основные
усилия сосредоточены на тушении пожаров в
Шатурском, Орехово-Зуевском районах. Всего три
дня назад этот список был на два района больше.
Как видите, огненная дуга сужается и пролегает
теперь только по северу-востоку области. В
течение суток происходило плановое сокращение
группировки сил и средств. В настоящее время в
работах по ликвидации очагов пожаров
задействованы 180 человек и 61 единица техники. По
результатам лабораторного контроля проб
воздуха, на территории Московской области
превышения концентрации окиси углерода ПДК не
выявлено.
- Сейчас страсти по подмосковному огню
понемногу утихают, наступает время трезвых
оценок и глубокого анализа всего, что произошло.
Высказано много всяких версий, почему так сильно
в нынешнем году полыхала Московская область, - от
аномальных явлений до вредительства
злоумышленников. Несколько раз высказывались и
вы, но ваши оценки причин задымления столицы
касались конкретных ситуаций с огнем на тот
момент. Что можете сказать сейчас: кто устроил
такую "веселую" жизнь населению огромного
региона - ветер, засушливая погода, человеческий
фактор, разгильдяйство местных начальников или
были задействованы еще какие-то тайные силы?
- "Поучаствовали" в этом все - одни
факторы немного, другие - в достаточно
внушительной мере.
Основная причина обострения
пожароопасной ситуации в 2002 году - это,
безусловно, аномально засушливое лето. Ровно два
столетия ничего подобного не было на территории
Центральной России. Нечто похожее произошло в 1826
году. В некоторых районах области за четыре
месяца, начиная с июня, не выпало ни капли дождя.
Если взять самые засушливые в двадцатом столетии
годы - 1938-й и 1972-й, осадки тогда все же наблюдались.
Кроме погодных условий, свою роль сыграли и
природные особенности региона. Лесистость
Московской области оценивается на уровне 41
процента. Почти четверть лесного фонда региона
относится к первому классу природной пожарной
опасности. Помимо того, область богата
торфяниками. По оценкам ученых, почти 30 процентов
территории области некогда находилось под
болотами, высушенными в свое время
мелиораторами, заложившими тем самым для
потомков мину замедленного действия с гремучей
смесью. Эти факторы, погодный и природный, вместе
взятые, и послужили той искрой, которая полыхнула
минувшим летом и к осени накалила обстановку до
предела, когда потребовалось вводить режим
чрезвычайной ситуации.
Особо хочу сказать о человеческом
факторе. Непотушенные костры, окурки, брошенные в
лесу, искры из выхлопных труб автомобилей,
выжигание травы возле садовых участков - все это
явилось причиной возникновения большинства
пожаров. Зачастую они возникали как раз на месте
бывших торфяных разработок. Разрастаясь, огонь
уходил под землю, в торф, в эту своеобразную лампу
Аладдина, и становился тем джинном, которого так
желательно выгнать наружу, да вот только одними
заклинаниями тут не справиться. Понадобились
спецтехника, специально подготовленные люди и
просто большие материальные средства. К
сожалению, пока джинна выкуривали, он,
расположившийся в самой непосредственной
близости от городов и поселков, достаточно
сильно начадил и в густонаселенном регионе, и в
столице, что вызвало немало упреков в наш адрес , зачастую не вполне нами
заслуженных. Кстати, картина, схожая с
европейской частью страны, складывалась на
Дальнем Востоке и в Забайкалье, где также
возникали многочисленные очаги пожаров. Однако
там плотность населения достаточно невысокая,
дымовые завесы от мест возгорания порой до
населенных пунктов и не дотягивали.
Справедливости ради следует отметить,
что основным "поставщиком" дыма и гари на
территорию области и непосредственно Москвы в
последнее время "благодаря" розе ветров
являлись пожары не подмосковные, а в соседних
областях. Там ситуация тоже была сложная, и мы,
чем могли, им помогали. Мы не делили леса и земли
на "свои" и "чужие", тушили все.
- Вы из деликатности не затрагиваете
еще одну "причину пожаров" - разгон облаков
по случаю празднования Дня Москвы? Общественная
молва пыталась приписать вам обвинения в адрес
московских властей, якобы этой акцией оставивших
область без необходимых ей дождей...
- Пусть эти обвинения останутся на
совести тех, кто вбросил в СМИ эту выдумку.
Кому-то, помимо лесных и торфяных пожаров,
хотелось разжечь еще и пожар политический -
поссорить руководителей столицы и Московской
области и заработать на этом свои пиаровские
дивиденды. Мы самым тесным образом сотрудничали
с правительством Москвы в этот нелегкий для нас
период. По личному распоряжению Юрия Михайловича
Лужкова нам в самый критический момент были
предоставлены дополнительные силы и средства. Я
посчитал своим долгом направить в адрес мэра
Москвы благодарственное письмо за понимание
наших трудностей и за взаимовыручку.
- Вы упомянули два засушливых лета в
двадцатом столетии. Назовите для сравнения цифры
площадей пожаров, количество очагов, людских
жертв и пострадавших построек в 1972 и 2002 годах.
- В 1972 году на территории области было
зарегистрировано 3088 лесоторфяных пожаров на
общей площади 32900 га.
В текущем году с начала пожароопасного
сезона в лесах и на торфополях возникло 2046
пожаров на площади 2957,5 га. Наиболее
неблагоприятная ситуация складывалась в
Орехово-Зуевском, Шатурском, Егорьевском,
Сергиево-Посадском и других районах.
В 1972 году сгорело 19 деревень. Сейчас
произошло больше пожаров в дачных кооперативах и
садоводческих товариществах, расположенных
вблизи лесных массивов (наверное, и потому, что
просто больше стало самих этих дачных
кооперативов). Всего на дачах и садовых домиках
произошло более 1000 возгораний. Только в
результате пожара, произошедшего 1 сентября в
деревне Шеряево Шатурского района, огнем
уничтожено 12 дачных строений и 1 автомобиль. К
счастью, из людей здесь никто не пострадал.
В 72-м в тушении пожаров участвовало
более 70 тысяч человек, в том числе только
военнослужащих 24 тысячи, сейчас общее количество
противостоящих стихии составляло 5699 человек и 1071
единица техники. Тогда число жертв составило
более 100 человек, в этом году, слава Богу, у нас
только 6 погибших.
Как видим, в 72-м огнем была объята
территория почти в десять раз больше, и хотя сил и
средств было задействовано также в десять, а то и
в пятнадцать раз больше нынешнего, дыма, сейчас
мало кто об этом помнит, в Москве наблюдалось не
меньше.
- Говорят, тогда по этому вопросу даже
специально заседало Политбюро...
- Не в оправдание, а в назидание всем,
кто пытается сегодня спекулировать на этой теме
и как-то уколоть лично меня, упрекнуть в целом
правительство Московской области в бездействии,
проведу некоторые исторические параллели. В 1972
году дыма было столько, что МПС пришлось менять
маршруты движения поездов на подступах к
столице. Политбюро действительно заседало.
Рассматривался вопрос, почему с торфяников пожары перебросились на леса. О том,
какие крутые меры были приняты, говорит тот факт,
что общее руководство по ликвидации пожаров
заседание высшего политического органа страны
возложило на 1-го заместителя министра обороны
СССР. Горящие площади были разбиты на квадраты,
туда ввели 9 специально отмобилизованных по
случаю трубопроводных бригад. Вода подавалась по
трубам непрерывно в любых желаемых направлениях,
и исход "битвы" был предрешен. Торфяники
буквально упаковали толстым слоем воды, а затем
сбили огонь в лесах.
Не располагали мы сейчас не то что
девятью бригадами - даже одним трубопроводчиком.
И трубы ни одной нет. Тридцать лет назад
существовала мощная система пожаротушения, в
распоряжении властей находились огромные
технические, материальные и денежные средства
для решения экстренных задач. Власть обладала
неограниченными распорядительными функциями. Я
уже не раз говорил, повторюсь опять: за последние
15 лет эта система, особенно на торфяниках, пришла
в упадок. Техника устарела и частью вышла из
строя, частью была разворована, на приобретение
новой нужны огромные средства: если каждая
машина стоит миллион рублей, а сегодняшняя
потребность в них - не один десяток.
Обеспеченность подразделений Государственной
противопожарной службы составляет: основной пожарной техникой - 48 процентов,
специальными пожарными машинами - 42 процента,
дыхательными аппаратами - 47 процентов. Средства
радиосвязи морально и физически устарели, что не
позволяет оперативно управлять подразделениями.
За последние 5 лет степень обновления пожарной
автотехники сократилась в 4 раза. Не лучше
снабжены и лесные службы.
Я уже не говорю о законодательной
стороне проблемы. Достаточно запутанной и
сложной. Государственная власть в области
заканчивается на уровне губернатора. А дальше -
местное самоуправление, которому могу давать
только рекомендации. В свою очередь главы
муниципалитетов не имеют права вмешиваться в
деятельность хозяйствующих субъектов: ЗАО, ОАО,
ГУПов, агропредприятий и т.п. А ведь именно на них
лежит обязанность по проведению всех
противопожарных мероприятий, они выполняют
требования комиссии по чрезвычайным ситуациям.
Многое решают деньги. Перечислишь - выделят
транспорт, пошлют людей на борьбу с огнем. Нет -
значит, гори все синим пламенем.
- Насколько справедливы заявления
некоторых СМИ, что с самой весны в подмосковных
лесах не рыли противопожарные рвы и не опахивали
деревни, не было введено ограничений на доступ в
леса - и это стало якобы причиной того, что пожары
разгорелись на всю область?
- Отчего пожары разгорелись на всю
область, мы с вами уже разобрались. Теперь по
поводу "рыли - не рыли", "опахивали - не
опахивали" весной.
Еще в марте я поставил задачу о
подготовке к пожароопасному периоду. Тогда же
совместно с КЧС г. Москвы согласовали заявку на
поставки нам техники на особый период. По моему
указанию впервые за десять последних лет в
области весной состоялись специальные учения с
применением сил и средств, предназначенных для
борьбы с огнем. Из резерва губернатора были
выделены средства на закупку спецтехники, в частности, пожарных машин, мотопомп,
четырех мотодельтапланов для авиаразведки. В
апреле мы провели два заседания совместно с
комиссией по чрезвычайным ситуациям. На одно из
них, 24 апреля, оно было выездное, мы пригласили
глав муниципальных образований, где потребовали
усиления работ (опять же в рамках тех прав,
которыми они наделены) по выполнению комплекса
мероприятий по подготовке к пожароопасному
периоду. Основная масса муниципальных
образований выполнила требования КЧС, но, к
сожалению, не все. В ходе проверок сотрудниками
Главного управления региональной безопасности
Московской области было выявлено, что ряд
муниципалитетов проигнорировали наши
рекомендации, реализовали их не в полном объеме.
- Вы о Шатуре?
- Не только. Шатурский район более
рельефно высветил эту проблему, там нам пришлось
прикладывать массу усилий. Исполнительная
власть района не в полном объеме провела
комплекс предупредительных мероприятий по
подготовке к пожароопасному сезону, работала
формально, не контролировала выполнение
требований КЧС. В итоге центр тяжести тушения
пожаров в районе был перемещен на специально
образованный оперативный штаб ликвидации
чрезвычайных ситуаций, созданный на базе
областного Главного управления по делам ГО и ЧС.
В конце концов пришлось пойти еще на более
радикальную, но крайне необходимую меру: область
вынуждена была все функции государственной
власти изъять из ведения муниципального
образования и переложить их на специально
созданный территориальный орган.
Действиями, точнее - бездействием, ряда
должностных лиц городов и районов, как известно,
заинтересовалась прокуратура. Всего с начала
пожароопасного сезона в Московской области по
фактам происшедших лесоторфяных пожаров
возбуждено 27 уголовных дел.
- Какие еще усилия предпринимало
правительство для предотвращения разрастания
огненного вала в Подмосковье?
- Я издал постановление "О мерах по
предупреждению и ликвидации лесных и торфяных
пожаров на территории Московской области в 2002
году". Для его выполнения были подготовлены
материалы по экологическим проблемам области. В
них отражались вопросы, касающиеся
пожароопасной обстановки как в лесных массивах,
так и в зонах торфяных выработок, поведения
жителей Москвы и области при нахождении на
отдыхе в лесах.
Понятно, что одними призывами хорошо
себя вести и беречь лес от пожаров самих пожаров
не избежать. Для усиления государственного
контроля за соблюдением правил пожарной
безопасности в лесах и на торфяниках лесхозы
установили на дорогах, ведущих в особо горимые
участки, шлагбаумы и запрещающие знаки, создали
по согласованию с местными подразделениями
ГИБДД у дорог при въездах в лес контрольные посты
из работников лесной охраны и общественных
инспекторов. В течение пожароопасного периода за
нарушение правил пожарной безопасности
привлечено к ответственности 3253 человека. В
лесхозах области были организованы маршруты
наземного патрулирования. Для предупреждения
пожаров в лесном фонде устраивались
минерализованные полосы и противопожарные
барьеры, осуществлялся уход за существующими
полосами.
В апреле с "Авиалесохраной",
авиацией РОСТО были согласованы вопросы обмена
информацией в случаях обнаружения лесных
пожаров и информирования о них органов лесного
хозяйства. В соответствии с областной целевой
программой "Экология Подмосковья на 2001 - 2002
годы" на авиационное патрулирование
территории области и использование самолетов
при тушении пожаров из резервного фонда
губернатора выделено более 50 млн. рублей.
Выполненный объем работ должен был, по
нашим расчетам, позволить держать ситуацию под
контролем, в частности, об этом говорил опыт
прошлого года. Однако в текущем году мы
столкнулись с чрезвычайной ситуацией, настоящей
погодной аномалией, для масштабов которой
принятых мер оказалось недостаточно.
- И пик последствий этой аномалии
пришелся на сентябрь...
- Да, пик пришелся на начало сентября,
когда пожароопасная обстановка достигла своего
апогея. Если точнее - на 7 сентября. На 10 часов утра
в Подмосковье полыхало 207 очагов, к вечеру их
стало 212 обшей площадью 612 га. Из-за пожаров на
торфяниках полностью сгорели 8 линий
электропередачи. Обстановка стала по-настоящему
критической. В этих условиях нельзя было
действовать мерами, кроме тех, которые
предусмотрены режимом чрезвычайной ситуации.
3 сентября на территории 22 районов,
повторюсь, дополнительно моим постановлением
был введен режим чрезвычайной ситуации. Особое
внимание было нацелено на Шатурский район.
Шатурским начальникам еще одним моим решением
должны быть "благодарны" охотники. В
пожароопасных районах еще летом последовало
указание о запрещении всякой охоты. Однако в
Шатуре этим распоряжением пренебрегли, и я в
конце августа вынужден был принять
постановление о запрете охоты на всей территории
области.
На мероприятия по ликвидации пожарищ
из бюджета области было выделено более 73
миллионов рублей. Понимая всю опасность
сложившейся ситуации, я вынужден был обратиться
к премьер-министру страны Михаилу Михайловичу
Касьянову за оказанием финансовой помощи на
закупку спецтехники и средств пожаротушения для
федеральных структур: МЧС, Лесной службы и других
ведомств. Правительство страны в сжатые сроки
предоставило нам все необходимое.
Для тушения крупных очагов пожаров
была выделены авиация МЧС России ("Ми-8",
"Ми-26", "Ил-76"), четыре пожарных поезда.
Общими усилиями удалось достичь желаемого
перелома, который наступил с 8 на 9 сентября, когда
количество очагов сократилось сразу вдвое. 13
сентября было полностью покончено с лесными
пожарами, и все усилия удалось перенести на
подавления очагов на торфяниках.
В результате принятых мер совместно с
силами и средствами федеральных министерств и
ведомств большинство очагов пожаров было
ликвидировано.
- Могли бы отметить кого-то особо, кто
отличился в укрощении огня?
- Как известно, ликвидация пожаров
такого характера, какие случились в этом году в
Подмосковье, - это долг специальных федеральных
структур: МЧС, Лесной службы и других. Со своей
стороны региональные власти обязаны им активно,
что мы и делали, помогать своими силами и
средствами. Хочется лично поблагодарить за
самоотверженную работу сотрудников МЧС,
министра Сергея Кужугетовича Шойгу и его первого
заместителя генерал-полковника Юрия Леонидовича
Воробьева. Быстро отреагировали на обстановку
также МПС, МВД. Благодаря усилиям пожарных,
летчиков, железнодорожников, энергетиков,
обычных людей, кто по воле случая оказывался на
месте тушения пожара, нам удалось справиться с
огненной стихией.
Мужество проявили многие. 3 сентября
утром в Дмитровском районе загорелся лесной
массив в районе поселка 7-го торфоучастка
Дядьковского" сельского округа. К моменту
прибытия пожарных подразделений усилился ветер.
Огонь бушевал в 350-400 метрах от жилых домов.
Площадь загорания торфа и леса составляла 50 га. К
месту происшествия были направлены 4 экипажа
Дмитровской пожарной службы. Ценой неимоверных
усилий отважные пожарные к 1 6
часам локализовали огонь, и поселок был спасен.
В сложных условиях успешно решали
задачи по ликвидации лесоторфяных пожаров
подразделения Шатурского ОГПС.
Не могу не вспомнить имя рядового
внутренней службы Дмитрия Иванова - курсанта 4-го
курса Академии ГПС МЧС России. 11 сентября он
участвовал в ликвидации пожара в Балашихинском
районе. От падения обгоревшего дерева Дмитрий
получил смертельную травму и через сутки
скончался в больнице. Семье Иванова
правительством Московской области и
администрацией Балашихинского района выделено
140 тысяч рублей.
Следует отдать должное и работникам
лесхозов. Их прямая обязанность - ухаживать за
лесом, выращивать его. Когда пришла беда, лесники,
особенно федеральных структур. наравне с
пожарными встали на борьбу с огнем.
- Очаги пожаров
локализованы. Дым рассеялся, и люди дышат
свободно. Что дальше? Наступит следующее лето, а с
ним, возможно, опять случится засуха, и не
придется ли всем нам снова морщиться от торфяной
гари и как манны небесной ждать глотка свежего
воздуха? Специалисты уже
сейчас предлагают массу вариантов
предотвращения сценария, похожего на тот, что
случился в этом году.
- Мы уже сейчас работаем над этой
проблемой. По моему поручению разработан проект
закона "Об областной целевой программе
"Обеспечение пожарной безопасности на
территории Московской области в 2003 - 2006 годах".
Он уже одобрен правительством и внесен
в Московскую областную Думу.
Финансирование программы
предусматривается за счет средств областного
бюджета и внебюджетных источников, которые
планируется направить на реализацию целого ряда
предупредительных мероприятий. Предполагается
создание на базе "Службы 01" единого
диспетчерского центра по реагированию на пожары
и чрезвычайные ситуации и переход системы
органов управления, специально уполномоченных
решать задачи гражданской обороны,
предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций, на этот номер. Ключевое значение
придается оснащению противопожарной службы МЧС
России Московской области. Выполнение программы
позволит поставить в ее подразделения 81 единицу
пожарной техники, освоить и расширить
производство новых машин специального
назначения. Намечается строительство и
реконструкция пожарных депо.
Реализация только названных
программных мероприятий в полном объеме
значительно повысит способность специальных
структур к борьбе с огнем. Намечаются и другие
шаги законодательного характера. Необходимо
вводить систему страхования особо опасных в
пожарном отношении объектов. Назрели изменения в
целевой программе "Леса Подмосковья".
Предусматривается заключение
соответствующих договоров с хозяйствующими
субъектами, чтобы законодательно ввести в
правовое поле ответственности их действия,
связанные с пожароопасным периодом.
- Область понесла внушительные
материальные потери. Собираетесь ли вы просить у
федеральных властей компенсации за понесенный
ущерб?
- 1 октября я издал распоряжение о
создании рабочей группы, которая подготовит и
обобщит документы, обосновывающие расходование
средств на ликвидацию лесных и торфяных пожаров
на территории области. В настоящее время эта
работа ведется в 23 пострадавших муниципальных
образованиях. Материальный ущерб от происшедших
лесоторфяных пожаров составил около 550 млн.
рублей, а с учетом восстановительных мероприятий
- более 1 млрд. рублей. Разумеется. мы надеемся, что
федеральный бюджет компенсирует наши потери. |