ЖАРКОЕ ЛЕТО 2002

strk.gif (78 bytes) Пожары в России

  strk.gif (78 bytes) Тюменская область  
 
  Точка зрения рогатки в темном лесу.  
 
Ирина АББАСОВА

Когда-то в юности услыхала такой анекдот. Человек устраивается на работу и на вопрос, сколькими языками владеете, отвечает: тремя - русским, административным и матерным. Инспектор по кадрам исправляет: двумя, поскольку административный и матерный - одно и то же.

Признаюсь, что жизненную правду этой шутки по-настоящему оценила только на прошлой неделе, во время совещания по проблемам лесного комплекса Тюменской области, которое проходило в областной администрации. Было такое ощущение, что выступавшие готовы вот-вот сорваться с русского языка на тот самый административный. Потому что наболело.

В одном зале практически впервые собрались вместе руководители лесхозов (а их на территории области - два вида: лесхозы Главного управления природных ресурсов и охраны окружающей среды по Тюменской области и лесхозы ФГУ "Тюменское управление сельскими лесами"), лесопромышленники, представители муниципальных образований.

Двести пишем, четыреста в уме

Разумеется, проблема рационального и эффективного использования ресурсов не нова, но от этого не становится менее острой. Ситуацию же в лесопромышленном комплексе области иначе как парадоксальной не назовешь, что и отметил первый заместитель губернатора Павел Митрофанов, проводивший совещание. Освоение расчетной лесосеки по югу области не превышает 12-14 процентов по всем рубкам, в том числе по хвойному хозяйству - 25%. При этом крупнейшие деревообрабатывающие предприятия закупают лес в соседних регионах. Так, Тюменский фанерный комбинат, по словам П.Митрофанова, около двух третей сырья завозит из-за пределов области.

И дело тут не столько в низком качестве местного сырья, сколько в неудовлетворительной организации процесса лесозаготовок и во взаимоотношениях лесхозов и переработчиков.

Теоретически расчетная лесосека в области позволяет вырубать 7-8 млн. кубометров леса в год. Практически же с учетом всех обстоятельств реальный уровень - не менее трех с половиной миллионов кубометров. На самом деле, по официальным данным, в 2001 году промышленная рубка составила 500 тыс. кубов. По итогам первого полугодия года нынешнего, даже с учетом малых предприятий, - 200-250 тыс. кубов. "По нашему же анализу, вырублено 650 тысяч кубометров. То есть, получается, что 400 тыс. кубов полностью "непрозрачны", - сказал П.Митрофанов.

Сроки проведения лесоустройства в области не соблюдаются. По нормативам они не должны превышать 10 лет, а на практике переваливают и за 15. Как следствие - без должного обоснования леса назначаются в так называемые рубки промежуточного пользования, объемы которых часто оказываются на порядок больше, чем основных. При этом, по мнению специалистов, значительная часть этого леса кондиционна и должна попадать в переработку. По какой цене он туда попадает, кто получает за это деньги, - никто не считал...

Ветер в темном лесу: вверху - шумит, внизу - тихо

Одна из причин неполного освоения расчетной лесосеки - отсутствие крупных лесозаготовительных предприятий, считает руководитель ГУПР по Тюменской области Сергей Мясников. Кроме того, лесопромышленники не хотят идти в отдаленные районы, где расчетная лесосека может быть полностью освоена - там ведь нужно строить дороги, развивать инфраструктуру, то есть вкладывать деньги. Влияет и... газификация, которая ведет к снижению спроса на дрова, в результате чего уменьшаются рубки лиственных пород. Отрицательную роль, по словам С.Мясникова, играют изменения в налоговом кодексе, в соответствии с которыми разница между минимальной ставкой и фактической ценой за лес на корню уходит в федеральный бюджет, что снижает заинтересованность лесхозов в проведении аукционов. Но даже на тех, которые проводились, реализовано менее трети выставленных лесосек.

Техническая оснащенность лесхозов - также огромная проблема: техника изношена, не обновляется по 10-15 лет. Порой лесничества и хотели бы привлечь заемные средства на обновление основных фондов, да проблема в том, что федеральное учреждение не может выступать гарантом по кредиту...

Отмечали участники совещания недостаточное, мягко говоря, внимание федеральных ведомств к решению проблем лесного комплекса. "Разброд и шатания" в них отражаются на работе и, самое главное, на зарплате рядовых работников лесхозов. По словам Игоря Чуланова, директора Тюменского управления сельскими лесами, расходы по зарплате финансируются федеральным бюджетом лишь на 30%, на воспроизводство лесов - на 50%, охрану от пожаров - 5%.

До сих пор, несмотря на все распоряжения и постановления, не проведена передача лесов в безвозмездное пользование. "Не надо кривить душой и говорить, что делается все возможное для нормальной работы лесопромышленного комплекса", - сказал И.Чуланов.

Законодательный аспект проблемы заключается в следующем. Областная администрация выделяет деньги на восстановление лесов, но это финансирование не "заверено" областной Думой, оно запаздывает: деньги поступают во втором полугодии, а работы начинаются в апреле-мае. В итоге часть средств лесхозам приходится направлять на погашение уже сложившейся дебиторской задолженности. Поэтому Игорь Чуланов предложил внести в областной бюджет отдельной строкой расходы на финансирование лесовосстановления, чтобы деньги поступали авансом в начале года, а не по факту выполненных работ. Аналогичным образом должны финансироваться и мероприятия по охране лесов от пожаров.

Что касается работ по лесоустройству, то для сельских лесов на них нужно порядка 16 млн. руб. "В прошлом году мы из собственных средств потратили на эти цели 3 млн. руб., из них федеральный бюджет погасил только 700 тысяч", - сказал И.Чуланов. Кроме того, нужны средства на создание межсезонных запасов. Ожидания лесников, что лесопромышленники закупят лес на корню, не оправдываются.

В целом же необходим областной закон о лесе, лесных отношениях, который четко и ясно определит механизм лесопользования, охраны и восстановления, считает руководитель областного управления сельскими лесами.

Два года на договор

Арендные отношения между лесхозами и лесозаготовителями - отдельная тема. Сейчас, как сообщил Павел Митрофанов, на все лесхозы области приходится всего пять договоров аренды, из них один существует только на бумаге, один истекает через несколько месяцев и один подписан совсем недавно. При этом именно договор аренды, по его мнению, может и должен стать основным инструментом для увеличения объемов заготовки сырья. Причем договоры должны быть долгосрочными, не менее чем на 5-10 лет. Но опять же - есть законодательная база, нет механизма реализации. В области в прошлом году создана комиссия по предоставлению лесных участков в аренду, но она фактически не работает. Предложение выставлять на аукционы участки лесного фонда для передачи в аренду пока не нашло поддержки у директоров лесхозов. Многие лесозаготовители месяцами не могут заключить договор аренды, даже пользуясь поддержкой лесхозов и органов власти. У кого такой поддержки нет, маются годами.

Очень наглядный пример - попытка Регионлеспрома заключить договор с Исетским лесхозом. Длится этот процесс, по словам генерального директора предприятия Сергея Сахарова, два года, договор так и не оформлен. А предприятию нужна сырьевая база. Есть два способа ее получить: либо по договору аренды, либо через торги.

 

С арендой все ясно, торги же проводятся непродуманно. Чтобы изменить положение в принципе, нужно, по мнению С.Сахарова, чтобы аренда была долгосрочной, а торги, во-первых, начинались не в марте (тогда в январе-феврале заготовители сидят без работы), а во-вторых, предусматривали отсрочку оплаты, дабы не оставлять предприятия без оборотных средств. В конкурсную же комиссию надо включать представителей ассоциации лесопромышленников.

Не может нормально решить проблему с сырьевой базой и ЗАО "Загрос". Как сказал заместитель генерального директора фирмы Анатолий Стюф, столярные изделия "Загрос" приобретает в Екатеринбурге. "Мы готовы покупать сырье в области, но нам предлагают лес на корню по цене свыше 400 руб. за кубометр", - посетовал он.

А что же лесхозы, неужели им выгодно ставить "палки в колеса" лесозаготовителям? Отнюдь. Чаще всего главной проблемой становятся противоречия, заложенные в нормативных актах. Так, по словам Виктора Шатрова, директора Исетского лесхоза, решение МПР об установлении срока аренды до 49 лет заведомо невыполнимо, потому что сроки лесоустройства - 10 лет, их никто не отменял, а леса после этих мероприятий могут быть переведены в другую категорию.

Директор Заводоуковского лесхоза (того самого, который предлагает покупать лес по 400 руб. за кубометр) Василий Овсянкин сказал, что цена рассчитана в точном соответствии с нормативными документами. "Уберите все "рогатки"-инструкции, которые не позволяют устанавливать нормальную цену, и мы ее снизим", - заверил он. А вообще наиболее разумным вариантом В.Овсянкин считает продажу леса с аукциона. При этом 50% платы за лес на корню надо оставлять лесхозам. Но аукционы, отметил он, должны быть областными, иначе участники договариваются между собой и лес приходится отдавать по дешевке...

Прозвучали на совещании и другие предложения. Например, о закреплении лесхозов за лесопромышленными предприятиями. О том, что лесхозы нужно стимулировать участием в прибыли лесопромышленников, а цену леса определять как процент от рыночной стоимости пиловочника или фанерного кряжа... Все предложения взяты на заметку Павлом Митрофановым и найдут отражение в окончательном варианте резолюции совещания. Главное же - разработать четкий порядок предоставления леса в аренду, выработать прозрачный механизм финансирования лесхозов, повысить уровень использования расчетной лесосеки.

Один из чиновников МПР, участвовавший в совещании, заверил, что на уровне министерства "проблемы решаются, но есть сложности". На что Павел Митрофанов заметил: "У вас своя концепция развития отрасли, у Минэкономразвития, как выяснилось, - своя. На их согласование уйдут годы, потом еще годы - на разработку инструкций. А люди зарплату не получают, им жить надо. Инструкциями задолбили, а толку нет..."

Областной же бюджет не может заниматься благотворительностью и тратить, к примеру, на восстановление лесов 60 млн. в год (а именно таковы общие потребности области), не имея отдачи, не будет. Так что лесникам придется доказать, что это целесообразно с точки зрения роста бюджетных доходов.

Одной из мер, которые собирается предпринять областная администрация, является создание межведомственной комиссии по обороту лесных ресурсов. В нее войдут представители силовых структур, налоговых органов. Это, сказал П.Митрофанов, свидетельство того, что власти намерены всерьез заняться проблемами лесной промышленности. Хотя, по его глубокому убеждению, одними силовыми мерами ситуацию не изменить. "Пока не наладятся отношения между лесхозами и промышленниками, не будет ни увеличения объемов заготовок, ни порядка в уходе за лесами", - подчеркнул он.

Обнадеживает в данной ситуации лишь то, что есть серьезные резервы для увеличения объемов производства, а значит, роста поступлений в бюджет и повышения заработной платы в отрасли.

...А напоследок - еще один анекдот. На вопрос, чем русский отличается от француза, один умный человек ответил: француз сидит в "пе-жо", а русский - наоборот.

Так, может, пора пересаживаться?

 
  :Сибирский посад , Тюмень ,  08.10.2002  
 

kn.gif (91 bytes) Пожары в России  kn.gif (91 bytes) Ваше мнение  kn.gif (91 bytes) Мнеия экспертов kn.gif (91 bytes) Что делать? kn.gif (91 bytes) Кто виноват?  kn.gif (91 bytes) Горим! kn.gif (91 bytes) Горячие новости kn.gif (91 bytes) Главная kn.gif (91 bytes)

Copyright (c) 2002 www.fire.nad.ru

kn.gif (91 bytes)рекламаkn.gif (91 bytes)