В Подмосковье практически все пожары
происходят по вине человека, причем четыре из
каждых пяти пожаров происходят из-за
неосторожного обращения с огнем отдельных
граждан, остальные - по вине различных
организаций.
В соответствии с данными Федерального
агентства лесного хозяйства, в 2006 году в
Московской и семи соседних областях (Тверской,
Ярославской, Владимирской, Рязанской, Тульской,
Калужской, Смоленской) 82 % пожаров произошли по
вине граждан, неосторожно обращавшихся с огнем, и
14 % - по вине сельскохозяйственных организаций,
выжигавших траву. Менее процента пожаров
произошло по вине прочих организаций, в том числе
лесозаготовителей. Причина оставшихся трех
процентов пожаров осталась невыясненной.
Очень небольшая часть лесных пожаров
может возникать от молний, но доля таких пожаров
в центральном регионе России крайне мала.
Например, в 2006 году в Московской и семи
сопредельных областях не было выявлено ни одного
лесного пожара, возникшего от молнии.
Почему лесные пожары не удается
укротить?
В Московской области достаточно
работников государственной лесной охраны для
того, чтобы обеспечить надежную охрану лесов от
нарушителей пожарной безопасности, а если что-то
где-то в лесах загорится - потушить, не дожидаясь,
пока огонь выйдет из-под контроля.
К сожалению, работники лесной охраны
большую часть своего времени вынуждены
заниматься заготовкой древесины под видом ухода
за лесом или санитарных рубок. Без этого их
зарплаты хватило бы лишь на хлеб и воду, а лесхозы
были бы совсем нищими. В результате леса
практически никто не охраняет (и потому у
нарушителей правил пожарной безопасности
возникает ощущение вседозволенности), а
большинство пожаров обнаруживается только
тогда, когда малыми силами их уже не потушить.
В соседних областях до начала 2007 года
ситуация была такой же, а сейчас стала еще хуже. В
соответствии с новым Лесным кодексом все органы
лесного хозяйства в этих областях отданы
региональным администрациям. Старая система
лесной охраны оказалась полностью разрушенной, а
новую еще только предстоит создать - причем в
условиях жесткого дефицита финансирования.
Скорее всего, до конца пожароопасного сезона 2007
года полноценная лесная охрана в этих регионах
так и не появится.
Кто виноват и что делать?
В соответствии с новым Лесным кодексом
Российской Федерации (вступил в силу с 1 января 2007
года), вся полнота ответственности за
предотвращение и тушение лесных пожаров
возлагается на региональные органы власти.
Единственным исключением является Московская
область, где за охрану лесов, в том числе от
пожаров, отвечает специальное региональное
подразделение Федерального агентства лесного
хозяйства.
Однако, на самом деле региональные власти
и органы управления лесами Московской области
мало что могут сделать. Предел их возможностей
задается законом о федеральном бюджете - в
котором на 2007 год заложено примерно на порядок
меньше средств, чем нужно для обеспечения
надежной охраны лесов и качественного лесного
хозяйства. К тому же новый Лесной кодекс не
создает основы для разумной организации охраны
лесов.
Таким образом, за конкретные действия
(охрану лесов в пределах имеющихся возможностей,
тушение пожаров, выявление и наказание виновных)
отвечают региональные власти или, в Московской
области, Управление лесного хозяйства
(Мослесхоз). Добиваться действий по тушению
конкретного пожара надо именно от них.
Однако, изменить ситуацию с лесными
пожарами в целом под силу только федеральным
органам власти - тем, от которых зависит, каким
будет Лесной кодекс и другие законы, сколько
средств будет заложено в федеральном бюджете на
охрану лесов и тушение лесных пожаров. Решения
проблемы лесных пожаров в целом надо добиваться
именно от них.
Куда обращаться
Для того, чтобы добиться принятия мер по
тушению конкретного лесного или торфяного
пожара, необходимо обращаться непосредственно в
те органы, на которые возложены обязанности по
тушению таких пожаров. Обо всех пожарах можно
сообщить по телефону 01 в единую диспетчерскую
службу.
Кроме того, о лесных пожарах можно
сообщить в органы государственного пожарного
надзора региональных управлений МЧС России и по
специальным "телефонам доверия"
государственного пожарного надзора:
- Московская область: (495) 916-39-19, 424-11-00
- Тверская область: (4822) 34-13-27, 34-82-70
- Ярославская область: (4852) 79-09-01, 79-08-96
- Владимирская область: (4922) 32-36-36, 23-36-12
- Рязанская область: (4912) 21-63-04, 25-47-33
- Тульская область: (4872) 36-44-55
- Калужская область: (4842) 54-77-90
- Смоленская область: (4812) 38-03-52
Можно также обращаться к оперативному
дежурному МЧС по Центральному федеральному
округу: (495) 449-89-70.
Поскольку органы управления лесами по
этим регионам в настоящее время находятся в
состоянии реорганизации, указать их телефоны не
представляется возможным.
Пожаловаться на бездействие или
бестолковые действия чиновников, на то, что к
тушению пожаров приступают только тогда, когда
они достигают масштабов катастрофы, на
отсутствие должных мер по предотвращению лесных
и торфяных пожаров, можно Президенту Российской
Федерации В.В. Путину. В соответствии с
Федеральным законом "О порядке рассмотрения
обращений граждан Российской Федерации", ваше
обращение к Президенту должно быть переправлено
в тот орган власти, который непосредственно
отвечает за решение упомянутых в обращении
вопросов. При этом если ваше письмо будет
переслано "сверху", то к нему, как показывает
практика, будут относиться более внимательно,
чем если вы его направите непосредственно в
ответственный орган власти.
Чем больше будет обращений граждан
России к Президенту, тем быстрее ответственные
органы государственной власти начнут принимать
хотя бы какие-нибудь меры, направленные на
решение проблемы лесных пожаров в России.